Словарь фото терминов

Рисующий свет (Key light - ключевой): Основной свет в портрете, определяющий характер освещения лица или фигуры. Свет как бы рисует форму, дает объемность объекта.

Акцентирующий свет (Accent light): Свет, используемый для выделения (акцентирования) отдельных деталей или областей изображения. Другое название - моделирующий свет.

Блик:
1. Участок максимальной яркости объекта или изображения. Обычно имеет небольшие размеры и объясняется зеркальным отражением (блик в глазах, блики в очках, стекле, воде, металлической поверхности и т. д.).
2. Засветка, результат попадания света в объектив и отражения его от поверхностей линз или лепестков диафрагмы.

Боковое освещение (Split lighting): Освещение, при котором одна половина лица портретируемого ярко освещена, тогда как другая погружена в глубокую тень.

Глубина резкости (Depth of field): Максимальное расстояние между объектами в пространстве, которые изображаются объективом относительно резко. Глубина резкости определяется диафрагмой объектива и его фокусным расстоянием. При открытой диафрагме (малые числа: 2,8; 4; 5,6) глубина резкости маленькая. При закрытой (большие числа: 11; 16; 22) - большая. Глубина резкости широкоугольного объектива при том же расстоянии до объекта значительно больше, чем у штатного объектива, а тем более у теле-объектива.

Заполняющий свет (Fill light): Выравнивающий свет, используемый для подсветки теней, создаваемых рисующим светом. Обычно устанавливается около камеры и ниже ее.

Фото-Зонт (Umbrella): Осветительное приспособление в форме зонтика, предназначенное для рассеивания и отражения света от вспышки на объект съемки. Характер светового потока зависит от внутренней поверхности зонтика. Существует два типа зонтиков: отражающие с посеребренной или золотистой (a иногда какой-то другой) внутренней поверхностью и «проходной», из белого или прозрачного материала.

Ключ (Key): Общая тональность снимка.
Высокий ключ (High кеу): Изображение, решенное в светлых тонах, причем фон даже ярче самого объекта съемки.
Низкий ключ (Low key): Снимок, выдержанный в темных тонах. Освещение сведено к минимуму, создается большое количество теней, которые обеспечивают глубину и объемность изображения. Отдельные относительно светлые участки выделяют наиболее важные детали.
Средний ключ (Mid key): Общая тональность такого изображения достаточно темная, с участками высокого контраста на фигуре и лице человека.

Кольцевая вспышка (Ring flash): Вспышка в виде кольца с отверстием в центре, за которым крепится объектив камеры. Такая вспышка почти не дает теней.

Контраст:
1. Контраст объекта: отношение яркости самой светлой и самой темной деталей объекта.
2. Контраст освещения: характеризуется отношением освещенностей света и теней или мощностей рисующего и заполняющего света (если расстояния до этих источников одинаковы).
3. Контраст изображения. Контрастное изображение - изображение с большим перепадом яркости. Естественно, контраст изображения на фотобумаге или принтерной бумаге значительно меньше контраста объектов в природе. Контраст изображения на матовой бумаге меньше, чем на глянцевой. Наибольший контраст изображения у прозрачного диапозитива-слайда.
4. Часто говорят о контрасте негатива. Он определяется контрастом объекта, а также временем и температурой проявления.

Освещение «бабочка» (Butterfly lighting): Вариант фронтального освещения, при котором рисующий свет установлен перед объектом съемки и над ним. Иногда создает тень под носом в форме бабочки.

Отражающий экран, отражатель, лайт-диск (Reflector panel): Приспособление, сделанное из материала, диффузно отражающего свет. В зависимости от характера отражающей поверхности он дает разные цвета и эффекты. Отражатели обычно используют, чтобы направить отраженный свет на объект съемки и подсветить детали в тенях. Черные отражатели поглощают свет.

Подсветка волос (Hair light): Чаще называется контровым светом. Свет, используемый для подсветки волос, чтобы подчеркнуть их блеск и естественным образом отделить объект от фона. Чаще всего устанавливается позади модели справа или слева от нее, чтобы не попасть в кадр.

Прожекторная насадка (Spotlight): Фокусируемое с помощью линзы осветительное приспособление, которое дает яркий направленный поток света, очень напоминающий свет от театрального прожектора. Прикрепляется к источнику рисующего света.

Рассеиватель (Diffusion reflector): Приспособление из полупрозрачного материала, которое качественно изменяет поток света. Лучи света, прошедшие через рассеиватель, меняют свое направление и рассеиваются практически во все стороны. Лицо человека при съемке портрета теперь освещено не узким и направленным потоком от вспышки или солнца. Светящаяся поверхность рассеивателя становится новым источником света. И теперь объект одновременно освещается лучами от разных участков поверхности рассеивателя. Каждый из этих лучей дает свою тень, например, на фоне. В результате суммарная тень теряет резкие границы и насыщенность, становится прозрачной и мягкой.

Рефлектор (Reflector): Один из основных типов осветительных аксессуаров, которые крепятся к лампе или вспышке. Параболический (или рефлектор мягкого света, Parabolic reflector) имеет широкую отражающую тарелку заданной формы и отражает мягкий ровный поток света. Рефлектор рисующего света (Key-light reflector) меньше и дает более резкие тени.

Сотовая решетка (Honeycomb grid): Осветительное приспособление позволяющее управлять распределением света. Присоединяется к рефлектору. Такая решетка пропускает преимущественно прямые лучи от источника и устраняет наклонные. Сотовая решетка черного цвета поглощает такие лучи, белая отражает их и рассеивает в более широкий поток.

Софтбокс (Soft box): осветительное приспособление, может иметь разную форму и размеры. Передняя поверхность софтбокса снабжена несколькими слоями полупрозрачного диффузно рассеивающего материала и дополнительно смягчает отраженный свет. Некоторые софтбоксы позволяют удалить один или несколько таких слоев, чтобы уменьшить степень рассеивания света.

Тени (Shadows): Самые темные участки объекта или изображения или самые прозрачные участки негатива.

Точка съемки (Viewpoint): Точка в пространстве, в которой находится камера и, соответственно, фотограф. Точка съемки может быть высокой или низкой. Часто точку съемки путают с ракурсом. Это совершенно неправильно. Ракурс (по-по-французски «укорочение») - это специфическая деформация вертикальных линий при съемке сверху вниз или снизу вверх. Вертикали здания при этом сходятся или расходятся по мере удаления от объектива, горизонтальные размеры укорачиваются.

Тубус (Snoot): Осветительное приспособление, которое собирает поток света в узкий пучок. Чаще всего используется конический тубус. Потери света в тубусе очень велики. Осветить им можно только отдельную небольшую деталь или участок изображения.
Фоновый свет (Background light): Свет, используемый для освещения фона. Он помогает отделить объект от фона. Человек в темной одежде без этого света будет сливаться с фоном такого же цвета и тона. При съемке портрета нужно помнить классическое правило: фон должен быть темнее самой светлой части фигуры и светлее самой темной.

Шторки (Barn doors): Приспособление, которое крепится к рефлектору и помогает контролировать распространение света. Преимущество их состоит в том, что все лепестки двигаются независимо друг от друга, тем самым у фотографа есть возможность создать световой поток необходимой формы.

Экспонометр (Meter): Прибор, измеряющий яркость или освещенность объекта съемки при помощи фотоэлектрических приемников света.
Определение яркости (отраженного от объекта света) производится экспонометром, направленным от камеры к объекту. Это суммарная, интегральная яркость, то есть средняя яркость всего кадра. Или же измерение производится с более близкого расстояния, при этом измеряется яркость выбранного участка объекта - это локальная яркость. Определение освещенности (падающего на объект света) осуществляется в положении экспонометра вблизи объекта по направлению к камере. При этом на приемник экспонометра надевается специальная насадка из молочного стекла. Если яркость замеряется по стандартной серой карте, показания экспонометра будут такими же, как при замере освещенности. Экспонометры-спотметры (или же особое приспособление к некоторым экспонометрам) позволяют замерять яркость в пределах 1 градуса.
Экспонометр-флэшметр измеряет количество света, которое дает импульсная лампа-вспышка. Профессиональный флэшметр работает и как обычный экспонометр, измеряет яркость и освещенность объекта при естественном освещении или освещении лампами накаливания. Более того, возможно измерение суммы света от вспышки и одновременно другого источника света: солнца, неба, ламп накаливания и так далее. К тому же такой прибор имеет обычно приспособление для точечного замера яркости.

Фотокамера

Зеркальная однообъективная камера
Зеркало установленное под 45 градусов, отбрасывает лучи света на пентапризму. Благодаря этому мы видам изображение в окуляре. Правда, только до того момента, пока зеркало при съемке не поднимается и не освобождает путь к светочувствительному материалу или матрице.
Преимущества: Видоискатель, показывает практически все поле изображения.
Возможность оценить глубину резкости при рабочей диафрагме (для этого имеется репетир диафрагмы).
Недостатки: В главный момент, момент съемки, само изображение пропадает Механизм зеркала вносит дополнительные сотрясения в момент спуска затвора, отсюда возможность размытости кадра.

Дальномерная камера
Изображение в окуляре строится самостоятельной системой линз и не тождественно изображению на пленке или матрице. Это явление называется параллаксом
Преимущества: Яркое изображение в видоискателе. Объект съемки виден постоянно, в том числе и в момент съемки, что очень важно в портрете или репортажной съемке на улице. Бесшумная работа затвора. Простота конструкции Недостатки: Прежде всего, это параллакс. Изображение в окуляре никак не связано с рабочей диафрагмой, невозможно оценить глубину резкости изображаемого пространства.

Среднеформатная камера
Размер негатива или матрицы от 6x6 см (9x12 см и больше - широкий формат). За счет этого качество полученного изображения значительно выше, чем при съемке узкопленочной камерой.
Недостатки: высокая цена, большие размеры и вес, необходимость устанавливать камеру при съемке на штатив Недостаточная оперативность при съемке. На пленке для таких камер всего 12 кадров 6x6 см или 10 кадров 6x7 см.

14.10.2009

Комментарии

Никто пока не оставлял комментарии. Вы можете стать первым:

Напишите комментарий или задайте вопрос

* Все поля обязательны для заполнения

  
перезагрузить код